Автор уникальной методики Леонид Береславский
учит детей рассуждать логически

Пятнадцать лет жизни физик Леонид Береславский посвятил созданию методики для развития интеллектуальных способностей детей. Сейчас его стройная система включает более 250 игр и 3000 заданий на развитие различных навыков и психических функций. В методе Береславского исключено натаскивание, когда учитель говорит, а дети должны слушать. В течение занятия преподавательудерживает внимание ребят новыми играми без малейшего нажима. Дети просто не замечают, что во время игр учатся группировать предметы по признакам и тренируют память, развивают свои математические способности и формируют пространственные представления через восприятие графических образов. Но главное — здесь учат творчески мыслить, принимать нестандартные решения, а предстоящая учеба в школе у ребят ассоциируется с чем-то радостным и увлекательным.

Вам и не снилось!

Метод Береславского нацелен на опережающее обучение. При этом у ребенка еще в раннем детстве закладываются навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем — в школе и во взрослой жизни. Причем возможности (так называемые окошки) для развития определенных психических функций и логических приемов открываются в строго определенном возрасте - в раннем детстве. Береславский согласен с Борисом Никитиным: если не развить какие-то функции мозга в детском возрасте, в дальнейшем эти окошки закрываются. Что в 3 года познается без труда, то в 12 лет вызывает большие трудности, а как следствие — нежелание учиться, преодолевать себя. Со временем детская способность усваивать информацию снижается. Доктор медицинских наук, профессор А. Шеповальников говорил об участках мозга малышей, так называемых зонах ожидания, которые готовы к восприятию информации. И если вовремя не включить их в работу, начнется процесс атрофии. Доказано, что способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Именно этим и занимается школа Береславского: поддерживает и совершенствует заложенные в каждом ребенке способности к самостоятельному мышлению и творческое отношение к любимому делу. На таком опережающем подходе и строится обучение. Например, мы знаем, что окошко для формирования навыка классификации приоткрывается в мозге ребенка в 3,5 года. А логический прием „упорядоченность действий" лучше начинать изучать с 4 лет. Логическое мышление включает в себя восемь логических операций. Каждой из них определено свое окошко. Три из восьми логических операций (их четкая систематика — открытие Береславского) лучше развивать от 3 до 4 лет, а более сложные приемы — в 5-6 лет. Значит, в 3 года ребенку предложат задачи на внимание, в 3,5 года — на классификацию, ну а в 4 — на упорядоченность действий. Эти задачки будут доступны, понятны, и находить решение доставит малышу истинное удовольствие. Если в детском саду изучают около 15 тем с перспективой на начальную школу (навыки письма, счета), то у Береславского их намного больше. В будущем они вызовут интерес при освоении ряда разделов физики, химии, экономики, биологии, стереометрии и т.д. К примеру, ребенок получает кубики из металлической проволоки. В их узлах — цветные шарики. Малыш еще не знает, что это ионы, которые он будет изучать на уроке химии в седьмом классе средней школы. Пока это просто кубик. В одном не хватает двух точек, и нужно решить, где их не хватает. Или же рисуется электронное облако. Ребенку пока и не нужно знать, что это облачко — электрон. Просто картинка. Но в будущем, изучая физику, он вспомнит образ электрона, запечатлевшийся в детской памяти. Какой-то след это оставит, хотя никто его физике не учил.

С увлечением!

Все дети большие фантазеры. На занятиях им показывают изображения несуществующих предметов и предлагают вводить их в сказочный мир, включая творческую активность не только в реальной, но и в воображаемой ситуации. Цель метода — помочь ребенку учиться легко и с удовольствием. К первому в своей жизни уроку в школе малыш должен быть готов как к процессу познания нового и интересного. „Мои дети учатся с удовольствием, их не надо заставлять, — говорит Береславский. — Рано или поздно им придется изучать физику и химию. Если они не хотят — так в школе их заставят. Но, согласитесь, это уже не то. Одно дело — тебя заставят, и совсем другое — сам хочу, могу с меньшими энергетическими и умственными затратами овладеть сложной наукой. А значит, ребенок меньше перегружен, он получает удовольствие от жизни". Передача любых знаний маленьким детям невозможна без эмоционального контакта с учителем. Поэтому важна ситуация успеха, которая культивируется на занятиях Береславского. „Какие вы молодцы, что пришли на занятие!" — такой фразой педагог встречает ребят. К каждому здесь свой подход. Одному достаточно сказать: „Молодец!", другого необходимо погладить по головке, а третьему надо с улыбкой посмотреть в глаза.

Задача педагога — увидеть психофизиологические особенности каждого ребенка. У одного ученика логические операции от рождения хорошо поставлены. Возможно, ему нужно больше заниматься предметами эстетического цикла. Другому надо предложить специальную методику развития логики, скорректировать некоторую однобокость его развития. Мальчишки и девчонки одного возраста по-разному воспринимают урок даже при равном уровне интеллекта: это происходит в силу изначальной асимметрии полушарий мозга. Те малыши, у кого больше развито правое полушарие, более эмоциональны. Левополушарные дети мыслят конкретнее, логически. Группы в школе „Открытие" подбираются и по этому признаку тоже. С другой стороны, у ребенка в 5-6 лет преобладает активное правое полушарие, и когда мы начинаем развивать левое, чтобы малыш быстрее и легче учился, то порой недогружаем правое. В этом случае возможны стрессы и неврозы. Поэтому нужно раньше развивать детей не однобоко, а гармонично. Музыка, рисование, творчество, фантазирование непременная часть занятий.

Логика шахмат

Береславский заядлый шахматист. Естественно, он не мог не включить в свою методику и шахматные задачки. Кстати, его младший сын Миша, добившийся в шахматах больших успехов, еще в 15 лет написал книгу „1000 вопросов шахматиста". Шахматы на занятиях в школе Береславского — лишь средство, составная часть науки логики. Кстати, шахматное королевство - очень хороший эмоциональный образ, целый мир, через который ребенку легче постичь суть определенных законов логики. Они будят воображение, фантазию, а на этом фоне очень легко усвоить самые сложные логические операции.

В задачках Береславского шахматные фигуры ходят, например, друг к другу в гости. Ребенку надо запомнить, что ладья может ходить только по прямой, слон — наискосок, а конь — буквой „Г". Расставляя фигуры на шахматном поле, малыши сопровождают каждую стихотворением („Головой качает слон"), песней („Все могут короли") или звуками („Цок-цок" бьют копыта лошади").

Тренажер для мозгов

Если ребенок занимается балетом, у него вырабатывается хорошая осанка. Так же и с мозгами. Если тренировать их с детства, они будут „заряжены" на постоянную плодотворную работу и ребенок не сильно переутомится от учебы. Береславский придумал специальное электронное устройство-тренажер, работая на котором малыш тренирует свой мозг. Интеллектуальный тренажер - запатентованное изобретение Береславского. Это компактное устройство размером с, книгу с загорающимися лампочками. На верхней панели тренажера нарисованы клетки, как на шахматной доске. Тренажер — не просто игра, а некий аппарат, с которым инопланетянин Маллипут прилетел на Землю встретиться с детьми, рассказать про свои путешествия, вместе поиграть, порешать интересные задания. Какому малышу не понравится нажимать кнопочки и чтобы при этом еще огоньки загорались! Можно менять содержание игр. Например, на уроке проходят симметрию. С помощью этой чудо-коробочки наглядно покажите ребенку, в чем ее смысл. На тренажере дети учатся и счету: „Зажгите пальмы и сосчитайте их. У всех по восемь. У кого больше?" Или: „Запомните, на каких клеточках стоят пешки. Теперь уберем. Поставьте пешки на прежние места". С помощью электронной памяти можно проверить, правильно ли выполнено задание.

В тренажере заложено более 600 игровых комбинаций. Благодаря многофункциональности и наличию оперативной памяти, педагоги могут создавать свои программы для детей разного уровня развития и разного возраста. На тренажере ребенок делает свои модели и рисует узоры. Что особенно важно, он закрепляет в сознании идею интеллектуальной игры, которая вызывает лишь положительные эмоции.

Мягкая коррекция

Обучающие образовательные игры но методу Береславского очень помогают детям с задержками психического развития. Таким малышам недостаточно обычных средних энергозатрат на выполнение упражнения. Учитывая это, задания на сложение букв, символов, слогов, соединение элементов разбиваются на части. Специальные реабилитирующие игры корректируют психические способности детей с задержкой развития, ДЦП, гиперактивностью. Любое преодоление себя, своего недуга дается таким малышам с усилием. „Мы учим преодолевать трудности. Умение преодолевать может преобразоваться в навык", — считает Леонид Яковлевич. А проблемным детишкам это особенно важно. Ребенок впервые взял карандаш в руку правильно. Для него это выдающееся достижение. Педагоги школы всегда радуются вместе с малышом, хвалят его. Впредь ребенок будет стремиться к успеху. Это является одной из форм педагогического воздействия.

Учимся дома

Книга Береславского „Волшебные приключения Мал-липута", учебное пособие „Азбука логики", тетради развивающих игр „Интеллектуальная мастерская" и „Запоминайки" помогут вам заинтересовать ребенка веселой игрой в логику. Вот некоторые из задач методики.

Задача 1. На развитие памяти (с 3 лет).
Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Сначала верхний ряд — только кружки, средний — одни треугольники, нижний — косые палочки. Попросите малыша запомнить за три секунды, где какая фигура была расположена, а потом повторить эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть ребенок запомнит их в таком „перепутанном" варианте.

Задача 2. На развитие смысловой памяти (для детей 4-5 лет).
Разложите на столе (на полу, на диване) вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца, кружку, книжку, ложку, матрешку. Теперь перенесите все это в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил. Опираясь только на зрительную память, малыши обычно узнают 3-4 предмета. Попробуйте подключить смысловую память. Составьте маленький рассказ: „Мишка и Зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке". Пусть ребенок продолжит рассказ: „Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке". Дальше вы: „У каждого была своя любимая посуда: у Мишки — ложка, у Зайчика — кружка". Если сказка понравится малышу, продуктивность запоминания может увеличиться до 6-8 предметов.

Задача 3. На понятия „вне" и „внутри" (для детей от 5 лет).
Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи — цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.

Задача 4. На логическую связку „не" (для детишек от 6 лет).
Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра — 1, 2 или 3. Спросите: „Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?" Можно заменить цифры на фигуры.

Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, — в зеленый. Последовательность рассуждений для решения задачи такова: у нас есть три цифры и три домика. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

А вот несколько занимательных шахматных задачек.

Развиваем память (для детей с 3,5 лет).
Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Попросите малыша внимательно посмотреть, как они стоят. Потом скажите, снимая фигурки со своих мест: „Ой, все фигурки убежали гулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им".

Тренируем память и учимся решать действия в уме (с 4 лет).
Шахматная ладья плывет на свою стоянку мимо клеток с домиками. Если на своем пути она встречает белую пешку, то может ее сбить, а сама занять эту клетку. Ладья не может попасть на клетки с домиками, ведь домики находятся на берегу. Надо обозначить линией пути ладьи до своей стоянки. За какое наименьшее число ходов она туда доплывет?

Центры для умников

Вышло 20 книг и учебных пособий, которыми можно пользоваться самостоятельно. Но лучше это делать это под руководством преподавателя школы. Куда же обратиться ?

В Москве работает Школа раннего интеллектуального и культурного развития „Открытие" (тел (499) 1319362) на Ленинском проспекте, д.82. Это базовый центр, консультирует автор метода. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группах от двух до четырех детей, в зависимости от уровня их развития, возраста. Мамы на занятиях не присутствуют, но после педагог рассказывает, как вели себя ребятишки, что изучали, какие психолого-педагогические цели были достигнуты, как лучше выполнять домашнее задание.

Родители, присоединяйтесь!

Чтобы занятия ребенку были в радость, нужен и интерес к ним со стороны родителей. Береславский предлагает мамам и папам участвовать в работе встреч-семинаров. Вы станете слушателями школы и сможете приводить с собой детей — это приветствуется. Педагоги проводят диагностику интеллектуальной сферы ребенка и дают комплекс упражнений на 2-3 недели. Вот некоторые темы семинаров:

  • „Игры и упражнения на развитие мелкой моторики";
  • „Тренинг зрительной памяти ребенка";
  • „Основы развития смысловой памяти";
  • „Развитие геометрического мышления на основе тем: графы, соотношение фигур";
  • „Развитие математических способностей детей 4-6 лет на основе серий специальных упражнений";
  • „Развитие образного мышления";
  • „Формирование нестереотипного подхода к решению задач"
  • и другие.



Журнал «Мой ребенок» # 9 за 2003 г.
Google